Власть руководителя всегда ограничивается тем, до какой степени лица, получающие от него приказы, согласны выполнять их.
Честер Барнард
Как стать своим
Чтобы стать своим, нужно перестать быть чужим. Самое главное, с чего вам следует начать, - это понимание причины, которая порождает отторжение любого новичка в коллективе, особенно если новичок - руководитель или серьезный специалист. Социологией управления установлено, что истоки агрессивного поведения по отношению к любому новичку кроются в страхе. Его просто боятся, как боятся всего неизвестного. Поэтому первую неделю в новой должности вы должны посвятить преодолению этой стены отчуждения и страха. К счастью, это хоть и тяжело, но возможно.
Ключевой «страхообразующий» фактор - неизвестность. Вы наверняка знаете, что больше всего человека пугает не конкретная опасность, а неизвестность, и все «сильные» фильмы и рассказы ужасов строятся именно по принципу неопределенности угрозы.
Чтобы ликвидировать неизвестность и перестать быть «чужим» для коллектива, надо удовлетворить, на достаточном для этой цели уровне, существующий информационный голод. Для этого есть несколько путей. Можно «случайно» свое развернутое резюме вместе с другими бумагами передать секретарю, можно дать кому-нибудь, например своему заму, ссылку на личную страничку в Интернете (если таковая имеется), можно просто рассказать историю своей жизни кому-либо из подчиненных или сослуживцев в приватной беседе. Главное - не рассказывать всего, оставить как можно больше места для тайны (тайна должна заключаться не в том, какое направление решения организационных проблем вы изберете, а исключительно в отношении каких-то элементов вашей биографии), ведь такой рассказ - основа для появления мифа (см. ниже).
Самым эффективным алгоритмом преодоления первичного страха я считаю грамотное использование посредника. Оптимально, чтобы роль такого посредника исполнял человек, пришедший в организацию вместе с вами умеющий подобрать матрас, например в составе вашей команды. Задача этого посредника - путем личных бесед с другими членами организации развеять, до определенной степени, ореол неизвестности вокруг вашей персоны и донести до «благодарных слушателей» основную «харизмообразующую» информацию. Будет логично, если схожую услугу ему окажете и вы.
Мистер X: Но человек из вашей команды - тоже новичок. Будут ли к нему прислушиваться?
Здесь сработает фактор новизны. Новый человек всегда интригует и вызывает дополнительный интерес. Спрашивать его о чем-то напрямую обычно считается не совсем тактичным. Да и доверять информации, полученной «из первых рук», не всегда можно. А вот расспросить об одном «новичке» другого «новичка» будет очевидным решением этого противоречия. Впрочем, если рассказать о вас сможет один из заслуженных сотрудников компании (вы, например, когда-то работали вместе или тесно сотрудничали), то это будет еще лучше.