После отработки стадии презентации вам полагается замолчать и, преданно (но без перегибов!) глядя в глаза нанимателю, ждать каверзных вопросов. Вы управляете процессом, и именно ваша задача «перейти на следующий уровень». Ни в коем случае больше ничего не говорите! - все, что вы скажете, будет истолковано против вас. Все равно больше десяти секунд, как показывает мой опыт, ни один интервьюер не выдерживает и начинает задавать вопросы. Если же он сразу переходит к «рассказу о фирме», что ж, его право, и вам комфортней.
Если все-таки «пошли вопросы», то это лишний шанс продемонстрировать работодателю, что вы именно тот, кто им нужен. И вы этим шансом непременно воспользуетесь, ведь на все возможные вопросы ответы у вас уже заготовлены. И скорректированы (но в них только правда и ничего, кроме правды) в соответствии с тем, что работодатель хочет услышать. Список вопросов, которые обычно задают на собеседованиях, весьма невелик. И вы можете его найти на музыкальном поисковике или в любой книге «для карьеристов». Или можете составить сами, посетив 2-3 пристрелочных собеседования. Хотя что я говорю, вы же опытный человек, и вам достаточно просто вспомнить, о чем вас обычно спрашивали на собеседованиях. Чтобы немного помочь, укажу список вопросов, к которым надо быть готовым обязательно:
- 1. Каковы причины ухода с предыдущих мест работы? (Нельзя говорить, что в этом виноват предыдущий работодатель, который, например, вовремя не заплатил денег, - найдите более красивый ответ.)
- 2. Что вы делаете для своего профессионального роста?
- 3. Как вы проводите свободное время?
- 4. Почему вы решили, что ваш опыт пригодится именно нашей компании?
Если у вас есть знакомый руководитель, покажите ему свое резюме и попросите оценить, какие вопросы после прочтения он задал бы вам как соискателю. Причем лучше это сделать еще на стадии отправки резюме, чтобы у вас был выбор, какие вопросы осветить в резюме, а какие оставить на собеседование. Общее правило здесь такое: вопросы, отвечать на которые вам тяжело, нужно «прописывать», а те темы, где вы чувствуете себя уверенно, оставлять для устной беседы. Плюс ко всему это позволит вам выглядеть более уверенным (и дорогостоящим!) собеседником.
Рассказ о фирме
На этой стадии от вас требуется только слушать. Но слушать активно, периодически встречаясь с собеседником глазами, кивая и издавая в нужных местах «социальные звуки» (так Штирлиц называл различные «поддерживающие» поддакивания, мычания и другие полувербальные сигналы). Если рассказ еще явно не закончен, но ваш собеседник сделает достаточно большую паузу, то вам следует произнести следующую фразу: «Понятно, вы говорите, что...» - и после этого пересказать или повторить слово в слово последнее предложение или два. Этим вы поможете ему продолжить рассказ (потом возьмете деньгами) и продемонстрируете, какой вы внимательный и (самое важное!) понятливый собеседник.
Быстрый рецепт
Если наниматель принялся рассказывать вам о своей фирме, очень часто это означает, что он уже принял положительное решение. Я, например, поступаю именно так. Зачем я буду распинаться перед человеком, которого не считаю достойным данной вакансии? Это же будет пустой тратой времени. Однако это правило работает не всегда. Для многих руководителей «рассказ о фирме» является ритуальной частью собеседования, которую необходимо провести в любом случае. И от этого они получают удовольствие. Активно слушая словоизлияния таких товарищей, вы реально покупаете себе входной билет в компанию.
В любом случае, если после рассказа о фирме ваши взаимоотношения с данным работодателем не прекратились, это означает, что он уже принял положительное решение. Даже если оно не озвучено. И должно произойти что-то экстраординарное, чтобы он от вас отказался. Теперь ваша задача - набить себе цену.