Существуют тысячи способов разводить сады, самый лучший - нанять садовника.
Карл Чапек
Завершающий штрих - передача дел своему преемнику. От качества проведения этого мероприятия зависит только то, в каких отношениях вы в дальнейшем будете с этим человеком. Наверняка вы скажете, что взаимодействия с этим человеком вряд ли окажут кардинальное влияние на ваше будущее. Полностью с вами согласен. Поэтому и не буду пытаться давать советы там, где в них особо и не нуждаются: передавайте дела с таким прилежанием и с такой степенью детальности, как вам подсказывает совесть и здравый смысл. Сам же осмелюсь рассказать вам только об одном небольшом приемчике, который поможет существенно расположить к вам вашего «наследника», практически ничего для этого не делая.
Дело в том, что ваш преемник все равно все будет валить на вас, по крайней мере в течение полугода. Причем на вашей репутации это никак не скажется, ведь никто другого и не ожидает. Так дайте ему на это ваше официальное разрешение (слишком громко сказано, просто упомяните об этом в приватной беседе). На самом деле такая фраза ничего не изменит (он и так собирался использовать вас как средство для оправдания своих ошибок на начальном этапе), но в результате он останется вашим другом.
Вообще, чем больше у вас будет друзей в отрасли, тем больше у вас будет возможности прибегнуть при случае к помощи профессионалов. Тяжело быть специалистом во всех нюансах своей профессии, даже если вы выбрали достаточно узкую специализацию. Дополнительный плюс от контактов с другими профессионалами - приобщение к их опыту. Если они уже сталкивались с ситуацией, которая вызвала у вас сложности, значит, они уже попробовали какие-то методы решения этой проблемы и, узнав об этом, вы, по крайней мере, не наступите на те же грабли.
Поэтому предоставьте своему преемнику право связываться с вами и после передачи дел. Мало ли какие тонкости всплывут. В ответ же, хоть это и не обозначается в явном виде, вы, в свою очередь, также получите право обращаться за консультациями.
Быстрый рецепт
Если вы читаете эти строки, значит, вашему преемнику сильно не повезло. Ведь в ближайшее время ему предстоит стать объектом ваших самых циничных манипуляций. Прежде всего вам нужно понять, что чем хуже справится со своими обязанностями ваш преемник, тем лучше для вас. Я знаю случай, когда искусному манипулятору, полностью развалившему работу своего отдела, делалось предложение вернуться, причем на гораздо большую зарплату. Это произошло потому, что человек ушел очень вовремя и все неприятности, вызванные годом его неэффективного управления, 'выстрелили» тогда, когда он уже ушел. А новый начальник, пока разобрался с тем, что происходит, был уже полностью дискредитирован в глазах руководства, которое было не в состоянии объективно оценивать ситуацию. Ужасное состояние текущих дел и благоприятный эмоциональный фон, оставленный после себя манипулятором, и явились теми причинами, по которым компания решила наступить на те же грабли. Когда этот человек обратился ко мне за консультацией, как ему отвечать на такое предложение (и хочется и колется, ведь с антикризисным управлением он понимал, что не справится), я посоветовал ему выторговать себе более высокий статус (насколько я помню, босс сразу согласился), в данном случае замдиректора, а начальником департамента, который теперь подчинялся новому замдиректора, оставить своего преемника. Он так и поступил. Таким способом он сумел «убить» кучу «зайцев»: получил высокую зарплату и статус, практически не увеличивая зону своей ответственности, «нанял» профессионального антикризисного управляющего, который был уже полностью в курсе дел и имел четкий план действий, и заранее запасся «козлом отпущения», на которого можно будет свалить любые неудачи в будущем (все удачи босс в любом случае припишет своему заместителю, который фактически является его протеже). Насколько мне известно, этот ловкий человек до сих пор благоденствует в своей синекуре.
Каким же образом нужно манипулировать своим преемником, чтобы достичь столь поразительных результатов? Это как раз тот случай, когда слова должны полностью расходиться с делом. На словах должна выражаться полная открытость, готовность предоставить любую информацию и оказать посильную помощь в любую минуту, даже тогда, когда официально дела уже будут считаться принятыми. На деле же вы не должны сами давать никакой информации, только по запросу. Но и в этом случае выдачу информации нужно максимально затягивать, демонстрируя при этом, однако, свое искреннее желание помочь. Просто «вам именно сейчас нужно бежать на совещание», «сегодня вы очень заняты срочным отчетом, а завтра с удовольствием перезвоните и ответите на все вопросы», «вся информация по этому вопросу записана в вашей рабочей папке, и он может ее посмотреть там» (пусть попробует разобраться в этой папке, там больше сотни файлов). Я, кстати, разве еще не сказал, что нужно максимально перепутать рабочую документацию? На словах, опять же, нужно утверждать, что вся информация систематизирована, и он легко разберется, что к чему. Если вы будете достаточно убедительным артистом, то такая «передача дел», возможно, приведет вашего сменщика в кресло психиатра. Что, разумеется, не может не сказаться на качестве его дальнейшей работы в вашей должности. Если вы переживаете, что вам не удастся запутать преемника достаточно сильно, то можно, конечно, давать и заведомо ложную информацию. Передавая клиента, который платит вовремя только в том случае, если за три дня начать ежедневно ему об этом напоминать, вы можете сказать, что напоминать ему ни в коем случае не надо, так как он обижается на это и может перестать размещать свои заказы в вашей компании. Если вы все-таки решитесь на такие меры (я их совсем не поддерживаю, уж очень грубая работа - не эстетично), то помните главное правило: ложную информацию можно сообщать только устно. Только в этом случае вы всегда сможете «отмазаться», сославшись на то, что ваш абонент просто вас не так понял или вообще все перепутал в запарке первых дней. Так как в эти дни он в любом случае будет испытывать сильнейший стресс, то вряд ли будет уверен на 100%, что ничего не напутал.